Педагогический проект "Безопасный город"

МКДОУ "Калиновский детский сад" "Калинка"

 

 

Педагогический проект "Безопасный город"

 

 

 Постановка проблемы:

Дошкольники не понимают опасности движущегося по дорогам транспорта.

Невнимательные на улице. Не знают правил дорожного движения, не умеют их применять в повседневной жизни, не умеют быть осторожным и осмотрительными на улице. Поэтому дети являются потенциальными участниками ДТП.

 

Актуальность проблемы

Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма «ДДТТ» в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП, значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.

Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.

Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасности в дорожном движении необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, что затрудняет процесс обучения и воспитания. Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие. Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на специально организованных  площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Безопасность дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. С увеличением количества автомобилей на дорогах увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, поэтому относится к правилам дорожного движения без должного внимания.

 Обоснование проекта

Для изучения дошкольниками основ правил дорожного движения в нашем детском саду «Калинка» была выбрана учебно-практическая площадка – коридор первого этажа детского сада.

Учебная площадка «Безопасный город» представляет собой нарисованный город на стенах в миниатюре, где присутствуют основные здания, автодорожный транспорт, дорожные знаки. Также на полу учебной площадки по правилам дорожного движения предусмотрена дорожная разметка с основными направлениями движения и перекрёстком.

На учебной площадке дети с раннего возраста будут знакомиться с элементарными правилами поведения на улицах города. Узнают разные виды транспорта, научатся правильно переходить дорогу по пешеходному переходу, познакомятся с основным регулировщиком дорожного движения- светофором.

Дошкольники младшего и старшего возраста в процессе изучения правил дорожного движения познакомятся с правилами поведения на дорогах учебного города. Научатся по правилам переходить проезжую часть, ориентируясь по светофорам и знакам. Расширят представления о разных видах транспорта. Узнают что такое город и его особенности. Дети смогут закреплять знания по основам цветоведения и перспективы.

У них есть возможность быть участниками движения с использованием игрового оборудования. Также дошкольники могут быть не только пешеходами, но и водителями транспорта для этого приобретены самокаты и машинки-каталки.

При реализации проекта оформления стен по правилам дорожного движения были учтены возрастные и психологические особенности дошкольников. Изучение и закрепление правил дорожного движения можно использовать на занятиях по всем пяти образовательным областям. А также расширят словарный запас через игры «Дорожная азбука».

 Паспорт проекта 

Участники проекта: дети в возрасте от 2-х лет, родители воспитанников, узкие специалисты, воспитатели групп.

Длительность проекта: Долгосрочный. Начало - февраль 2017г.

Основная направленность проекта:

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, работу с родителями.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Образовательные задачи:

1. Формировать у дошкольников конкретные правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

2.Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улице города,  применять свои знания в конкретных ситуациях;

3. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Развивающие задачи:

1. Совершенствовать умение дошкольников применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

2. Прививать способности предвидеть опасные события и умения, по возможности их избегать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей ответственность за личную безопасность, бережное отношение к собственному здоровью.

2. Воспитывать у детей навыки безопасного поведения на улицах города.

3. Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Предполагаемые результаты проекта:

·У детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, природой;

·Они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, когда остаются одни;

·Проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества;

·Принимают активное участие в общественно-значимых мероприятиях.

 

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.

Этапы работы над проектом:

I.Подготовительный этап.

II.Основной этап.

III.Заключительный этап.

 

Практическая работа по реализации этапов проекта «Безопасный город»

 

Этапы работы

Содержание деятельности

Необходимые материалы и оборудование для реализации проекта.

1 Подготовительный этап

Планировка изобразительных объектов «Безопасного города».

Повторение правил дорожного движения.

Подбор и разработка эскизов оформления стен первого этажа.

Подбор векторных изображений зданий, спецмашин.

Подбор необходимых материалов и оборудования для реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработанные эскизы оформления стен.

 

 

 

 

Дорожные знаки, светофоры, жилетки со светоотражающими полосками, атрибуты дорожно-постовой службы.

Самокаты, машинки –каталки.

2 Основной этап

Реализация самого проекта – рисование объектов «Безопасный город»

Подбор цветовой гаммы изображения объектов безопасного движения

 

Краска водоэмульсионная

Кисти художественные

Клей ПВА

Колеры разных цветов

Молярный скотч

 

3 Заключительный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание мини библиотечки по правилам дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

Создание картотеки дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Создание картотеки  раскрасок  по правилам дорожного движения по возрастным группам

 

 

Литературные произведения:

Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге»,

С. Волков «Про правила дорожного движения»,

В. Лиходед «Уроки светофора»,

 Л. Радзиевская «Ты и дорога»,

А Иванов «Неразлучные друзья»,

С. Михалков «Дядя Степа», «Моя улица»,

Н Носов «Автомобиль»,

С. Михалков Светофор.

 

«Автомульти»

«Автошкола»

«Безопасный город»

«Большая прогулка»

«Верно - неверно»

«Весёлый жезл»

«Водители»

«Вопросы и ответы»

«Выполни поручение»

«Где мое место?»

«Говорящие дорожные знаки»

«Да, нет»

«Дорожное лото»

«Дорожный экзамен»

«Дорога к бабушке»

«Дорожная азбука»

«Законы улиц и дорог»

«Игра в мяч»

«Игра в слова»

«Играй да смекай!»

«Как проехать?»

«Красный - зеленый»

«Кто больше назовет

дорожных знаков?»

«Кто отличник-пешеход?»

«Машины»

«Мы - пассажиры»

«На островке»

«Найди безопасный путь»

«Найди нужный знак»

«Научим Незнайку ПДД»

«Наш друг постовой»

«Наша улица»

«О чем сигналит регулировщик»

«Отремонтируй светофор»

 

«Передай жезл»

«Пешеходы и водители»

«По дороге»

«Повороты»

 «Подбери знак»

«Подумай – отгадай»

«Поставь дорожный знак»

«Правила дорожного движения»

«Правила поведения»

«Путаница»

«Путешествие на машинах»

«Разрезные знаки»

«Светофор и регулировщик»

«Светофор»

«Слушай - запоминай»

«Собери дорожные ситуации»

«Собери знак»

«Соблюдай правила дорожного движения»

«Стрелка, стрелка, покружись…»

«Теремок»

«Транспорт»

«Ты – большой, я - маленький»

«Угадай  транспорт»

«Улица города»

«Учим дорожные знаки»

«Учись быть пешеходом»

«Цветные автомобили»

«Час пик»

«Часы»

«Четвертый лишний»

«Что будет, если…»

«Это я, это я, это все мои друзья!»

«Я грамотный пешеход»

 

 

 

«Дорожные знаки»

 для детей 3-4 лет

«По дороге со смешариками»

Дорожные ситуации для детей 4-5 лет

«Правила поведения в дорожных ситуациях»

 для детей 5 – 7 лет

 

 

Заключительное слово

 

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается.
Приоритетным решением в ДДТТ, при всеобщем участии воспитателей, родителей и их детей и самыми эффективным методом профилактики дорожного травматизма является реализация проектной деятельности.
Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц.
Мы убеждены, что метод проектирования – это технология включающая комплексную деятельность, которая даёт положительные результаты.
В процессе проекта «Безопасный город» мы смогли заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.
Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике ДДТТ.

 

Список литературы:

Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.

Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.

Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.

Интернет ресурсы:  Открытый урок. ру. Проект "Правила дорожные детям знать положено" Зырина Ирина Дмитриевна, воспитатель.

Интернет ресурсы:  Векторные картинки зданий, транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Маркова О.М., педагог дополнительного образования

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения