Постановка проблемы:
Дошкольники не понимают опасности движущегося по дорогам транспорта.
Невнимательные на улице. Не знают правил дорожного движения, не умеют их применять в повседневной жизни, не умеют быть осторожным и осмотрительными на улице. Поэтому дети являются потенциальными участниками ДТП.
Актуальность проблемы
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма «ДДТТ» в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП, значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.
Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасности в дорожном движении необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, что затрудняет процесс обучения и воспитания. Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие. Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на специально организованных площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы.
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Безопасность дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. С увеличением количества автомобилей на дорогах увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, поэтому относится к правилам дорожного движения без должного внимания.
Обоснование проекта
Для изучения дошкольниками основ правил дорожного движения в нашем детском саду «Калинка» была выбрана учебно-практическая площадка – коридор первого этажа детского сада.
Учебная площадка «Безопасный город» представляет собой нарисованный город на стенах в миниатюре, где присутствуют основные здания, автодорожный транспорт, дорожные знаки. Также на полу учебной площадки по правилам дорожного движения предусмотрена дорожная разметка с основными направлениями движения и перекрёстком.
На учебной площадке дети с раннего возраста будут знакомиться с элементарными правилами поведения на улицах города. Узнают разные виды транспорта, научатся правильно переходить дорогу по пешеходному переходу, познакомятся с основным регулировщиком дорожного движения- светофором.
Дошкольники младшего и старшего возраста в процессе изучения правил дорожного движения познакомятся с правилами поведения на дорогах учебного города. Научатся по правилам переходить проезжую часть, ориентируясь по светофорам и знакам. Расширят представления о разных видах транспорта. Узнают что такое город и его особенности. Дети смогут закреплять знания по основам цветоведения и перспективы.
У них есть возможность быть участниками движения с использованием игрового оборудования. Также дошкольники могут быть не только пешеходами, но и водителями транспорта для этого приобретены самокаты и машинки-каталки.
При реализации проекта оформления стен по правилам дорожного движения были учтены возрастные и психологические особенности дошкольников. Изучение и закрепление правил дорожного движения можно использовать на занятиях по всем пяти образовательным областям. А также расширят словарный запас через игры «Дорожная азбука».
Паспорт проекта
Участники проекта: дети в возрасте от 2-х лет, родители воспитанников, узкие специалисты, воспитатели групп.
Длительность проекта: Долгосрочный. Начало - февраль 2017г.
Основная направленность проекта:
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, работу с родителями.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Образовательные задачи:
1. Формировать у дошкольников конкретные правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
2.Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улице города, применять свои знания в конкретных ситуациях;
3. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Развивающие задачи:
1. Совершенствовать умение дошкольников применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
2. Прививать способности предвидеть опасные события и умения, по возможности их избегать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей ответственность за личную безопасность, бережное отношение к собственному здоровью.
2. Воспитывать у детей навыки безопасного поведения на улицах города.
3. Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Предполагаемые результаты проекта:
·У детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, природой;
·Они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, когда остаются одни;
·Проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества;
·Принимают активное участие в общественно-значимых мероприятиях.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Этапы работы над проектом:
I.Подготовительный этап.
II.Основной этап.
III.Заключительный этап.
Практическая работа по реализации этапов проекта «Безопасный город»
Этапы работы |
Содержание деятельности |
Необходимые материалы и оборудование для реализации проекта. | ||
1 Подготовительный этап |
Планировка изобразительных объектов «Безопасного города». Повторение правил дорожного движения. Подбор и разработка эскизов оформления стен первого этажа. Подбор векторных изображений зданий, спецмашин. Подбор необходимых материалов и оборудования для реализации проекта.
|
Разработанные эскизы оформления стен.
Дорожные знаки, светофоры, жилетки со светоотражающими полосками, атрибуты дорожно-постовой службы. Самокаты, машинки –каталки. | ||
2 Основной этап |
Реализация самого проекта – рисование объектов «Безопасный город» Подбор цветовой гаммы изображения объектов безопасного движения
|
Краска водоэмульсионная Кисти художественные Клей ПВА Колеры разных цветов Молярный скотч
| ||
3 Заключительный этап
|
Создание мини библиотечки по правилам дорожного движения
Создание картотеки дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.
Создание картотеки раскрасок по правилам дорожного движения по возрастным группам
|
Литературные произведения: Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге», С. Волков «Про правила дорожного движения», В. Лиходед «Уроки светофора», Л. Радзиевская «Ты и дорога», А Иванов «Неразлучные друзья», С. Михалков «Дядя Степа», «Моя улица», Н Носов «Автомобиль», С. Михалков Светофор.
«Дорожные знаки» для детей 3-4 лет «По дороге со смешариками» Дорожные ситуации для детей 4-5 лет «Правила поведения в дорожных ситуациях» для детей 5 – 7 лет |
Заключительное слово
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается.
Приоритетным решением в ДДТТ, при всеобщем участии воспитателей, родителей и их детей и самыми эффективным методом профилактики дорожного травматизма является реализация проектной деятельности.
Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц.
Мы убеждены, что метод проектирования – это технология включающая комплексную деятельность, которая даёт положительные результаты.
В процессе проекта «Безопасный город» мы смогли заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.
Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике ДДТТ.
Список литературы:
Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
Интернет ресурсы: Открытый урок. ру. Проект "Правила дорожные детям знать положено" Зырина Ирина Дмитриевна, воспитатель.
Интернет ресурсы: Векторные картинки зданий, транспорта.
Автор: Маркова О.М., педагог дополнительного образования